«ЭРЕБУНИ»

Армянская община
Костанайской области
Республика Казахстан

«ЭРЕБУНИ»

Армянская община
Костанайской области
Республика Казахстан

«ЭРЕБУНИ»

Армянская община
Костанайской области
Республика Казахстан

«ЭРЕБУНИ»

Армянская община
Костанайской области
Республика Казахстан

Д о р о г и е ДРУЗЬЯ ! Мы, волнуясь, долго думали и пришли к мнению, что всё же Вам будет более интересно и комфортно познать «Историю Армении» и с тех, так называемых «живых» источников, которые мы будем выбирать для Вас непосредственно из «You Tube»а, а выбранный материал будет отражать научные данные, реальные факты, материалы раскопок и др., но не фантазии и субъективные вымыслы отдельных людей-псевдоисториков.
Как мы сделаем это с Вами вместе?

1) Сначала, мы, всё же в знак уважения, приведем ниже выдержки из книги Артуша Месроповича Карапетяна «История Армян Казахстана».

«Природа не дала познания предела вещей»
Цицерон

2) Постараемся, вышеупомянутые «выборки» привести в упорядоченном строю. Если у нас это не сразу получится сделать, то далее и всегда надеемся на Ваше снисхождение и помощь.

«Склоняющийся над павшим распрямляется во весь рост, поднимающий других возвышает себя»
Р.Ингерсолл

karta


РОДИНА АРМЯН – Армянское нагорье. Это та географическая территория, на которой зародился, тысячелетиями жил, творил свою историю и создавал свою культуру армянский народ. Это территория, расположенная между Черным, Каспийским и Средиземным морями, большую часть которой составляет Армянское нагорье.

Армения единственная современная страна, которая найдена на Вавилонской карте мира 7-6 вв до н э

Армянский народ сформировался в результате длительного процесса слияния различных племен, главным образом хаев и арменов, населявших Армянское нагорье и входивших ранее в состав государства Урарту.
Первые сведения об образовании Армянского государства относятся к VI в. до н. э. Основным занятием населения в то время было скотоводство и земледелие.

В течение первых трех-четырех веков после своего образования Армянское государство вело упорную борьбу за свою самостоятельность сначала с Персидским государством Селевкидов, а в последующем с Византийской империей. Со II в. до н. э., с появлением Римской империи и ослаблением Персидской монархии начинается усиление Армянского государства, в особенности при династии Арташесидов (189-1 гг. до н. э.).

Но, начиная с I в. н. э., Армения стала утрачивать свою самостоятельность и постепенно пришла в упадок.
Географическое положение Армении между владениями римлян на западе и парфян на востоке превратило ее на несколько столетий в арену вооруженной борьбы между этими двумя государствами. Армения наводнялась то римскими, то персидскими войсками.

В начале IV в. христианство было провозглашено государственной религией Армении. Армянская церковь становится могущественной феодальной организацией. Христианство соответствовало классовым интересам господствовавшего класса феодалов и служило делу укрепления государственной власти.

Римляне и персы, попеременно господствовавшие в течение нескольких столетий в Армении, в конце концов поделили ее между собой, и в конце IV — начале V в. н. э. Армения распалась на западную (меньшую часть), отошедшую к римлянам, и восточную (большую часть), подпавшую под власть персов.
Несмотря на тяжелое положение под гнетом завоевателей, армянский народ сумел создать высокую культуру. Огромное значение для развития армянской культуры имело введение в IV в. армянской письменности Месропом Маштоцем (361—440). В период с IV по VII в. появляется целая плеяда писателей, переводчиков, философов и историков.

Развиваются поэзия, музыка, театральное искусство и живопись, оказавшие большое влияние на искусство народов Передней Азии.
Из выдающихся деятелей следует отметить историков, труды которых имеют большое значение для науки, являясь важным источником для изучения стран Ближнего Востока. Среди них особенно выделяется историк V в.
Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский), труды которого являются ценнейшим вкладом в историографию.
Большое значение приобретает и обширная переводная литература (с сирийского, греческого, еврейского, латинского языков), свидетельствующая о высоком уровне развития и разносторонних интересах древних армян. Многие произведения античной литературы, утраченные в подлинниках, сохранились и дошли до нас в армянских переводах («Апология» Аристида Афинского, «Хроника» Евсевия Кесарийского и др.).

VII и VIII вв.— период нашествия арабов, подорвавший благосостояние Армении и пагубно отразившийся на ее экономическом развитии.

В конце IX и начале X в. в Армении усиливается централизация власти, встречавшая упорное сопротивление со стороны феодалов, сепаратизм которых всячески поощрялся халифатом.
Вместе с тем начался новый подъем экономической и культурной жизни Армении, в особенности после образования царства армянских Багратидов со столицей Ани (вторая половина X в.). Для этого периода характерно появление учебных заведений светского типа. Среди них особенно выделялись Татевский и Гладзорский университеты. Из стен этих университетов вышли многочисленные ученые — историки, философы, математики, астрономы и др. В Гладзорский университет, который современники прозвали «вторыми Афинами», стекалось юношество со всех концов Армении. Количество слушателей доходило до 85 человек. Просуществовал он всего 65 лет.

Другим экономическим и культурным центром стало Киликийское армянское государство, образовавшееся в конце XI в., просуществовавшее 300 лет. В течение 300 лет армяне имели возможность самостоятельно строить здесь свою государственность, развивать экономику, культуру, науку, литературу и искусство. Большое число армянских древних рукописей, дошедших до наших дней, было переписано в различных центрах Киликии.

Вместе с развитием феодализма усилились и классовые противоречия. Трудовой народ вел упорную борьбу как против гнета иноземных поработителей, так и против своих светских и церковных феодалов. Тяжелый и все усиливавшийся экономический и политический гнет иноземных завоевателей и местных феодалов вызвал в стране крестьянские восстания.
В конце этого периода большое значение приобретает торговля с Русью и со странами, примыкающими к Черному морю. Торговые колонии армян возникли в Киеве, Новгороде Великом и других русских городах.

Но над Арменией уже нависала новая страшная гроза — монгольское нашествие. В 1236 г. полчища монголов взяли приступом Ани и предали его разгрому и разорению. В XIV в. на Армению нахлынула новая волна монголов, предводительствуемая Тамерланом (Тимуром, 1333—1406).

Последовавшее за монголо-татарским владычеством нашествие турок-османов и продолжительная борьба их с персами за овладение Арменией привели в XVI в. к разделу Армении между Турцией и Персией. К Турции отошла Западная Армения, т. е. центральная часть Армянского нагорья, где располагались коренные области Армении — высокогорные районы между озерами Ван и Капутан (Урмия), прибрежные ванские районы, а также Баязетская и Алашкертская долины; к Персии же отошла вся Араратская равнина, Ширак и другие области Восточной Армении.

Роковое значение для Армении в эту эпоху имело решение персидского шаха Аббаса, принятое им во время войны с Турцией в начале XVI в. о насильственном переселении жителей всех городов и сел Армении в Персию в целях превращения Восточной Армении в безлюдную пустыню. Уничтожалось хозяйство, сжигались дома и другие постройки. В результате вся Восточная Армения действительно была превращена в безлюдную пустыню.
Ни в один из периодов упадка хозяйства Армении — ни при арабах, ни при нашествии монголов и сельджуков — хозяйственная жизнь армян не была доведена до такого состояния деградации, как после раздела армянских земель между Персией и Турцией. После их длительного господства некогда развитая хозяйственная жизнь и высокая культура армянского народа пришла в полнейший упадок.

Тяжелое положение армян под турецко-персидским игом вызвало массовую эмиграцию в Россию. Колонии армян возникли на Северном Кавказе, в низовьях Волги, на северных берегах Черного 26 моря, а также в Польше, в Италии, Венгрии, во Франции и в других странах Западной Европы.

В мае 1918 г. была образована независимая республика Армения. Армянский народ вновь восстановил свою государственность. 29 ноября 1920 г. в Армении была установлена Советская власть и провозглашено образование Армянской Советской Социалистической Республики.

Измученная и многострадальная, отданная милостью Антанты и дашнаков на голод, разорение и беженство - эта обманутая всеми «друзьями» Армения обрела свое избавление в том, что объявила себя советской страной. Ни лживые заверения Англии, «вековой защиты» армянских интересов, ни пресловутые четырнадцать пунктов Вильсона, ни широко вещательные обещания Лиги Нации с ее «мандатом» на управление Арменией не смогли (и не могли!) спасти Армению от резни и физического истребления. Только идея Советской власти принесла Армении мир и возможность национального обновления.

Отмечая важные достижения новой Армении, вместе с тем нельзя умолчать и не сказать о том, что они были омрачены деформационными и разрушительными процессами, которые шли по всей стране в годы сталинизма. Армянскому народу также пришлось хлебнуть много горя, пережить беззаконие и произвол тоталитарной системы, преступные нарушения национальной политики, варварские акции массовых репрессий 1930 - 1937 годов, депортации десятков тысяч ни в чем не повинных людей в отдаленные края.

Верность к избранному пути армянский народ продемонстрировал и в суровые годы Великой Отечественной войны. Он вместе со всеми народами нашей страны внес достойный вклад в тылу и на фронте в победу над германским фашизмом. Более 700 тысяч сыновей и дочерей армянского народа сражались на фронтах, более 70 тыс. из них награждены боевыми орденами и медалями, свыше 100 были удостоены звания Героя Советского Союза. На страницах летописи Великой Отечественной войны видное место занимают имена прославленных полков. Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, Адмирала Флота Советского Союза И.С. Исакова, Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна, маршала авиации С.А. Ханферянца. Несказанно велики также понесенные потери в войне. Они коснулись почти каждой армянской семьи. 384 тысячи воиновармян погибли в Отечественной войне.

7 декабря 1988 г. на Армению обрушилась страшная трагедия — произошло землетрясение невиданной разрушительной силы. Погибли тысячи людей, остались без крова более 500 тысяч человек, в развалины превратились города Ленинакан, Кировокан, Спитак, десятки деревень. Беда Армении отозвалась болью во всем мире.

Новым тяжелейшим испытанием для всего армянского народа явились развернувшиеся в самой драматической форме события в Нагорном Карабахе и вокруг него.

Однако власти бывшего СССР, а также руководители Азербайджана неправильно оценили развернувшиеся события в Карабахе, не проявили нужного политического такта. Начались массовые демонстрации, забастовки, столкновения на национальной почве. В отношениях между двумя народами - вековыми соседями образовалась глубокая трещина, устранить которую будет нелегко. Потребуется время, должны восторжествовать справедливость, мир и согласие.

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать прошлое своего народа, его взаимосвязь с народами других государств. В литературе, касающейся вопросов истории развития отношений армянского и казахского народов, не было ни одного издания, более или менее полно освещавшего различные аспекты армяно-казахстанских связей, начиная от первых контактов между народами в древности и по настоящее время.

Корни дружбы армянского и казахского народов уходят в седую старину: совместное участие армян и кыпчаков в византийских войсках во время битвы под Маназкертом против сельджуков; пребывание кыпчаков и армян в составе войск Давида II Строителя в Закавказье и участие их в битве под Тбилиси в 1121 году; засвидетельствованное армянским колофоном в 1193 году пребывание армян в стране кыпчаков; произошедшая в Армении христианизация кыпчаков, основавших здесь селение Хпчах и монастырь Хпчахаванк в 1206 году.

Значительна роль армянской книжности в изучении тюркской культуры. Во многих библиотеках мира хранится большое число армяно-кыпчакских рукописей, только в Институте древних рукописей им. Маштоца (Ереван, Армения) хранится около десятка таких рукописей.

Исторические судьбы наших народов, несмотря на их значительную географическую удаленность, многократно перекрещивались. У армянского и казахского народов много общего в историческом контексте. Казахи, как и армяне, в течение веков защищали свою землю и свой очаг от чужеземных захватчиков, отстаивая свою свободу и независимость. Наши предки мечтали о лучшей судьбе, слагая легенды о тех, кто боролся за свободу, счастье и благополучие. Практически одновременно казахский и армянский народы обрели независимость, получили полноценную возможность для всестороннего развития своей государственности, экономики и культуры.

1 октября 1968 года древняя армянская земля щедрым солнцем и звонкими мелодиями братства принимала в свои объятия дорогих гостей из Казахстана. От подножий седого Алатау, бескрайних казахских степей, раскинувшихся от Каспия до Алтая, и садов Семиречья, семьсот посланцев Казахстана привезли с собой тепло своих сердец, чудесные песни и танцы талантливого народа, образцы его замечательного духовного творчества, мелодии радости и счастьяцветущего края.

Я — внук Джамбула, и словами песни
Я от лица казахов говорю:
Бессмертное содружество народов
Затмить не даст чудесную зарю.

Эти строки известного казахского поэта Таира Жарокова прекрасно передают высокий смысл и настрой большого и радостного праздника — Декады казахского искусства и литературы в Армении...

Торжественное открытие яркого фестиваля дружбы состоялось в зале Государственного академического театра оперы и балета имени А.Спендиарова. Со словами приветствия выступил на вечере секретарь ЦК Армении Р.Г. Хачатрян: «Прошло три месяца с тех пор, — сказал он, — как сотни посланцев армянского народа побывали в Казахстане, познали и почувствовали широту бескрайних просторов Казахстана и столь же беспредельную теплоту казахского сердца и казахского гостеприимства.»

Дни армянской культуры в Казахстане стали большим праздником дружбы казахского и армянского народов, одной из прекрасных страниц великой дружбы... Трудным был путь казахского народа в прошлом. Он познал всю горечь национального гнета, но никогда не терял веры в свое светлое будущее.

«Народ захочет — бездну перескочит» — гласит казахская пословица. Казахский народ перескочил историческую бездну, совершил исторический переход и стал на путь великих достижений в области промышленности, сельского хозяйства, строительства новой культуры. Воплотились в жизнь мечты лучших сынов казахского народа - Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина.

Казахский народ достиг грандиозных успехов в экономической и культурной жизни. Край глухих степей, нищеты и бесправия стал цветущей республикой с высокоразвитой индустрией и передовым сельским хозяйством. О преобразованиях, происшедших после революции на казахской земле, прекрасно сказал выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов.

«В безлюдной степи, где не рос ни один злак, поднялась выше пояса пшеница — наше сокровище! На раскаленных пространствах, из глубины недр, на солнечный свет полились неслыханные богатства. Скупая природа стала щедрой. В песках расцвели сады. В степи засверкали ленты искусственных рек. Подземелье выбросило цветные и драгоценные металлы. В шахтах Караганды и Экибастуза зашумели потоки «черного золота». Эти богатства влили волшебную силу в нашу республику. В беспредельных, как море, ковыльных степях, в угрюмых, молчаливых скалах осталось мало мест, которые бы не прошли геологи в поисках неслыханных сокровищ, лежащих ранее в туне».

Казахстан является подлинной лабораторией дружбы народов, образцом интернационального содружества.
Представители свыше ста национальностей рука об руку строят прекрасный завтрашний день Казахстана. Мы рады тому, что туда вложен и труд сынов армянского народа. Тесные узы дружбы связывают Казахстан и Армению. Многочисленными нитями связаны промышленные предприятия наших республик, поставляющие друг другу ценную промышленную продукцию, обменивающиеся опытом работы. Широки культурные связи Казахстана и Армении.

Открывающаяся сегодня в Армении ответная Декада казахской культуры по своему значению выходит далеко за рамки только культуры и искусства... Пусть песни, рожденные в бескрайних просторах Казахстана, эхом откликаются в армянских горах как новый гимн нашей великой и священной дружбы».

Со словами сердечного привета к гостям обратилась народная артистка Г.М.Гаспарян: «Культурные связи, взаимные посещения всегда служат укреплению дружбы между народами, обогащают их. Наше пребывание в Казахстане и ваше — у нас, еще больше сблизят, породнят наши народы. Повсюду в Армении вы найдете радушный прием, подобный теплу нашей золотой осени».

В своем выступлении поэтесса Сильва Капутикян напомнила о том радушии и тепле, с которыми встречали посланцев Армении в Казахстане: «А теперь, добро пожаловать к нам, в Айастан, — сказала она, — пусть не в сказке, а в жизни семь дней и семь ночей звучат над нашей землей мелодии ваших чудесных песен и танцев».

С ответным приветственным словом выступил глава делегации, секретарь ЦК Казахстана С.Н.Имашев: «Мы и раньше знали, — сказал он, — а сегодня с новой силой почувствовали, что у армянского и казахского народов, как и у других братских народов одна судьба. Наши народы мечтали о лучшей судьбе, слагая легенды о тех, кто боролся за их счастье. Передовые представители казахского народа Абай Кунанбаев и Чокан Валиханов, как и Хачатур Абовян и Микаэл Налбандян, призывали к изучению культуры великого русского народа, видя в ней ключ к жизни. Поколения сменяли друг друга, не ведая о большой жизни мира, не зная истинного счастья.

Казахский народ испытывает горячую любовь к трудолюбивому, талантливому армянскому народу, давшему миру многих выдающихся ученых, писателей, композиторов, художников, полководцев и общественных деятелей. Имена классиков армянской литературы Ованеса Туманяна и Аветика Исаакяна, патриарха армянской живописи Мартироса Сарьяна, прославленного композитора Арама Хачатуряна, крупнейшего ученого академика Виктора Амбарцумяна, выдающихся военных деятелей Ивана Исакова и Ованеса Баграмяна являются общей гордостью всего нашего народа.

Мы еще раз убеждаемся в невиданном расцвете экономики, науки и культуры Армении. Мы изумляемся суровой красоте ваших гор, цветущей щедрости Араратской долины, которую не случайно называют «Драхтавайр» — земным раем, прекрасными памятниками, великолепными сооружениями армянских зодчих. Мы ясно представляем себе, какого титанического труда стоило армянскому труженнику отвоевывать у камней сотни тысяч гектаров земли и превратить их в цветущие сады, в житницу страны. Поистине, армянский народ выжимает хлеб из камня, как об этом верно сказал Аветик Исаакян. Это свидетельствует об удивительном упорстве и долготерпении, о поразительной энергии народа». С.Н.Имашев преподнес инкрустированный портрет великого казахского акына, певца дружбы народов Джамбула Джабаева с надписью «Братскому армянскому народу от трудящихся Казахстана».

Ты — сердце гор, их гордость,
Ереван.

Сегодня праздник на моей земле,
и обнялись, как брат с родной сестрой,
зеленая моя Алма-Ата
и аксакал — твой Ереван седой.

Сливается с Араксом мой Иртыш,
и словно реки — в дружбы океан —
сливаются объятия друзей:
моих казахов и твоих армян!

 

Сырбай МАУЛЕНОВ

Многое видела наша солнечная земля со времен клинописи, возвестившей победу царя Аргишти, до эпохи, в которую создана электронная машина Наири, и больше всего видела войн, нашествий племен, погромов и резни, звон оружия и дикие крики завоевателей... А теперь та же земля радушно раскрывает свои врата людям из далеких степей, шествующих со словами дружбы, с песнями и плясками, с мудрыми мыслями Абая и Ауэзова, с нежными мелодиями Курмангазы, чудесными трелями казахского соловья Бибигуль Тулегеновой. Разве все это не является органическим дополнением к нашему празднику, красноречивой иллюстрацией нынешней главы многовековой биографии нашего народа!

Дорогие наши гости! Вы, конечно, знаете, что наша земля в 90 раз меньше вашей. Но армянская пословица говорит: «Дом тесен, да будет сердце просторно». Поверьте, что наше сердце в 90 раз просторнее нашего дома. Так вот, мы принимаем вас в нашем сердце, принимаем с любовью, и рады, что к нашему «стариковскому» празднику , привносит свое, столь многогранное участие молодой друг нашей «второй молодости» — бодрый, полный сил и стремлений, доблестный казахский народ.

Сильва КАПУТИКЯН
Хуршидян Э., Муканова Д.
Из истории армяно-казахстанских отношений:
очерки истории и культуры Армении и Казахстана
с древнейших времен до становления независимости
государств. - Ереван, 1999.